Понятие сертификации продукции
Сертификация — это средство правового регулирования между торговыми партнерами.
Сертификат представляет из себя документ, подтверждающий соответствие продукта, прошедшего всем необходимым требованиям, установленным стандартам и ГОСТам.
Необходимость сертификации обуславливается задачей защитить внутренний рынок от продуктов, имеющих проблемы с качеством. Сертификация обеспечивает безопасность потребителей, защиту здоровья и окружающей среды. Эти факторы заставляют на законодательном уровне предпринимать меры, устанавливающие ответственность компаний за продажу их продукции, а также устанавливать минимальные требования, которые продукции необходимо пройти.
В случае, если продукт проходит необходимые инстанции, то выдается “сертификат соответствия”. Он подтверждает соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным законодательством, и допускает оборот данного продукта на рынке.
Стороны в процедуре сертификации
В процессе сертификации принимают участие три стороны: первая – изготовитель или заказчик, вторая – потребитель или клиент, желающий купить продукт, и третья сторона. Субъектами могут быть разные лица: производители продукта, продавцы-заказчики или организация, отправившая запрос на проведение сертификации. Объектами сертификации являются: товары массового потребления, услуги, процессы, рабочие места и т.д.
Тут применимо определение третьей стороны – лицо или орган, признанные независимыми от сторон, решающих конкретный вопрос. Испытательные лаборатории, независимые эксперты, органы, проводящие процесс сертификацию, могут быть выбраны в качестве третьей стороны.
Основные функции, цели и задачи подтверждения соответствия и принципы сертификации
Самой главной функций сертификации является защита человека, его имущества и природной среды от негативных исходов от процесса производства, от недобросовестных производителей и продавцов. Создание честной и конкурентной среды также является одной из главных функций сертификации.
Подробнее о второй функции: защита национального рынка от иностранных недобросовестных конкурентов является первоочередной функцией сертификации. Кроме этого, происходит и развитие международного экономического партнерства
Цели сертификации представлены ниже:
- проведение защиты прав потребителя от недобросовестности производителя
- проведение контроля на этапе производства продукции
- подтверждение показателей качества продукции, указанных производителями;
- создание благоприятной среды для благоприятного выбора продукта покупателями;
Принципы сертификации:
- Процедуры по сертификации в РФ основаны на законах Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей»
- Информация об продукте подвергается объективному, независимому и достоверному обследованию. А также все результаты должны быть носить открытый характер.
- Местные правила и рекомендации не должны нарушать международным нормам и правилам.
- В системах сертификации выполняется условие конфиденциальности информации.
Система обязательной сертификации продукции
Обязательную сертификацию товаров проводят в соответствии нормативным актам. Процедура регламентируется государственными стандартами, законами и санитарными нормами. Существует обязательный список сертифицированных товаров. Он часто обновляется, но продукты, которые должны быть сертифицированы в обязательном порядке не могут быть изменены просто так. Такими товарами является продукция, которая влияет на жизнь и здоровье людей, или затрагивает окружающий мир. Перечень продукции, которая подлежит государственному контролю, постоянно проверяется. Документы, подтверждающие качество продукции, также проверяются контролирующими органами.
Этапы сертификации:
Сертификация проводится в 5 этапов:
1. Первый этап — это выбор центра сертификации. Нужно узнать, какие органы выдают документы на ту или иную продукцию. После заполняется заявление и отправляется в организацию. В случае одобрения дается список требований к документации.
2. Этап второй. Оценка соответствия. На этом этапе отбираются образцы путем исследования в лаборатории и выдачи ею заключения. Протоколы исследований — это обязательный документ, который храниться до непригодности товара.
3. Этап третий. Обращение в сертификационный центр с результатами испытаний. Для получения сертификата собираются протоколы исследований и другие нужные справки.
4. Этап четвертый. Выдача сертификата.
5. Этап пятый. Проверка действительности документа.
Органы по сертификации – функции
Орган по сертификации–предприятие, имеющее государственную аккредитацию, которое проводит процедуру проверки продукции по технических требованиям.
Иерархия в структуре органов сертификации:
- Федеральная служба по аккредитации;
- Органы, прошедшие аккредитацию по проведению сертификации;
- Испытательные лаборатории.
Основные функции органа по сертификации:
- проверка продукта на соответствие требованиям;
- проведение исследований;
- выдача документов, подтверждающих сертификацию товара
- занесение организаций в государственный реестр;
- проведение инспектирования продукции и производства;
- рассмотрение дел с жалобами и апелляциями.
Вывод
Наличие правильно работающей системы контроля качества продуктов как на этапе производства, так и на этапе ввода в обращение на внутренний или международный рынок является основополагающим фактором для создания благоприятных условий ведения бизнеса. При помощи государственной власти РФ создана такая система, которая отвечает необходимым запросам качества.