Функции сертификации

Понятие сертификации продукции

Сертификация — это средство правового регулирования  между торговыми партнерами.

Сертификат представляет из себя документ, подтверждающий соответствие продукта, прошедшего всем необходимым требованиям, установленным стандартам и ГОСТам.

Необходимость сертификации обуславливается задачей защитить внутренний рынок от продуктов, имеющих проблемы с качеством. Сертификация обеспечивает безопасность потребителей, защиту здоровья и окружающей среды. Эти факторы заставляют на законодательном уровне предпринимать меры, устанавливающие ответственность компаний за продажу их продукции, а также устанавливать минимальные требования, которые продукции необходимо пройти.

В случае, если продукт проходит необходимые инстанции, то выдается “сертификат соответствия”. Он подтверждает соответствие продукции всем минимальным требованиям, установленным законодательством, и допускает оборот данного продукта на рынке.

Стороны в процедуре сертификации

В процессе сертификации принимают участие три стороны: первая – изготовитель или заказчик, вторая – потребитель или клиент, желающий купить продукт, и третья сторона. Субъектами могут быть разные лица: производители продукта, продавцы-заказчики или организация, отправившая запрос на проведение сертификации.  Объектами сертификации являются: товары массового потребления, услуги, процессы, рабочие места и т.д.

Тут применимо определение третьей стороны – лицо или орган, признанные независимыми от сторон, решающих конкретный вопрос. Испытательные лаборатории, независимые эксперты, органы, проводящие процесс сертификацию, могут быть выбраны в качестве третьей стороны.

Основные функции, цели и задачи подтверждения соответствия и принципы сертификации

Самой главной функций сертификации является защита человека, его имущества и природной среды от негативных исходов от процесса производства, от недобросовестных производителей и продавцов. Создание честной и конкурентной среды также является одной из главных функций сертификации.

Подробнее о второй функции: защита национального рынка от иностранных недобросовестных конкурентов является первоочередной функцией сертификации. Кроме этого, происходит и развитие международного экономического партнерства

Цели сертификации представлены ниже:

  • проведение защиты прав потребителя от недобросовестности производителя
  • проведение контроля на этапе производства продукции
  • подтверждение показателей качества продукции, указанных производителями;
  • создание благоприятной среды для благоприятного выбора продукта покупателями;

Принципы сертификации:

  • Процедуры по сертификации в РФ основаны на законах Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей»
  • Информация об продукте подвергается объективному, независимому и достоверному обследованию. А также все результаты должны быть носить открытый характер.
  • Местные правила и рекомендации не должны нарушать международным нормам и правилам.
  • В системах сертификации выполняется условие конфиденциальности информации.

Система обязательной сертификации продукции

Обязательную сертификацию товаров проводят в соответствии нормативным актам. Процедура регламентируется государственными стандартами, законами и санитарными нормами. Существует обязательный список сертифицированных товаров. Он часто обновляется, но продукты, которые должны быть сертифицированы в обязательном порядке не могут быть изменены просто так. Такими товарами является продукция, которая влияет на жизнь и здоровье людей, или затрагивает окружающий мир. Перечень продукции, которая подлежит государственному контролю, постоянно проверяется. Документы, подтверждающие качество продукции, также проверяются контролирующими органами.

Этапы сертификации:

Сертификация проводится в 5 этапов:

1.     Первый этап — это выбор центра сертификации. Нужно узнать, какие органы выдают документы на ту или иную продукцию. После заполняется заявление и отправляется в организацию. В случае одобрения дается список требований к документации.

2.     Этап второй. Оценка соответствия. На этом этапе отбираются образцы путем исследования в лаборатории и выдачи ею заключения. Протоколы исследований — это обязательный документ, который храниться до непригодности товара.

3.     Этап третий. Обращение в сертификационный центр с результатами испытаний. Для получения сертификата собираются протоколы исследований и другие нужные справки.

4.     Этап четвертый. Выдача сертификата.

5.       Этап пятый. Проверка действительности документа.

Органы по сертификации – функции

Орган по сертификации–предприятие, имеющее государственную аккредитацию, которое проводит процедуру проверки продукции по технических требованиям.

Иерархия в структуре органов сертификации:

  • Федеральная служба по аккредитации;
  • Органы, прошедшие аккредитацию по проведению сертификации;
  • Испытательные лаборатории.

Основные функции органа по сертификации:

  • проверка продукта на соответствие требованиям;
  • проведение исследований;
  • выдача документов, подтверждающих сертификацию товара
  • занесение организаций в государственный реестр;
  • проведение инспектирования продукции и производства;
  • рассмотрение дел с жалобами и апелляциями.

Вывод

Наличие правильно работающей системы контроля качества продуктов как на этапе производства, так и на этапе ввода в обращение на внутренний или международный рынок является основополагающим фактором для создания благоприятных условий ведения бизнеса. При помощи государственной власти РФ создана такая система, которая отвечает необходимым запросам качества.